Психологическая безопасность ребёнка

16.02.2024

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как

1. состояние сохранности психики человека;

2. сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

3. устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4. возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

5. состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утвержден «Федеральный госу­дарственный образовательный стандарт дошкольного образования», где безопасность подразумевается, как базовое явление, обеспечивающее развитие личности ребенка целостным, а именно развитие его интеллекта, нравственного и эмоционального, волевого и социаль­но-личностного компонентов. Также в нем особо отме­чается, что для достижения реализации Программы в дошкольных организациях необходимо создавать пси­холого-педагогические условия, подразумевающие ува­жительное отношение взрослых к чувству собственного достоинства детей, и обеспечение охраны детей от лю­бых форм насилия: физического, психологического и т.п. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспече­нии безопасности и жизнедеятельности ребенка принад­лежит семье и системе образования.

 

Другие нормативные акты, в которых рассматривается в том числе вопрос психологической безопасности: В Конвенции о правах ребенка; в Конституции РФ; в «Основах законо­дательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденные Верховным Советом РФ от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 25.11.2009); в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; в Федеральном законе от 21.12.1996 № 559-ФЗ «О дополнительных га­рантиях социальной защиты детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей» (ред. от 22.08.2004); в Законе «Об образовании»; в Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ; Этический кодекс педагога ДОУ.

Выдержки из ФЗ об образовании:

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 1. Обучающимся предоставляются академические права на:

9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

ст. 43. П. 3. 3. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям

профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями

 

Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние защищенности дошкольника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно,  ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.

Психологическое здоровье проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда – в позитивных психологических характеристиках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости взрослым, доверчивости и подражательности наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру.

Исходя из этого, современный детский сад должен стать не только местом, где детей воспитывают и дают определенные знания, но и пространством их полноценного роста, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это  возможно  только в атмосфере благоприятного социально-психологического климата и душевного комфорта в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности.

Этап дошкольного возраста – это основа обеспечения целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Одним наиболее важным компонентом психологической безопасности в образовательном учреждении является организация межличностных отношений. Оно включает: влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство); психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников); психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация к деятельности, стиль руководства, традиции, атмосфера).

При формировании умений, помогающих дошкольникам чувствовать себя наиболее безопасно родителям рекомендуется следующее:

1. Обучение дошкольников безопасному стилю жизни (умение предвидеть опасное событие, по возможности избежать его, при необходимости действовать).

2. Упражнение в умении управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях, используя положительную сторону страха (мобилизует физические силы, ускоряет работу ума, концентрирует внимание) во благо себе.

Для решения данных задач предлагаем проигрывать с детьми следующие ситуации: «Заблудился в лесу», «Остался дома один», «Потерялся», «На улице подошел незнакомец» и т.п. Ситуация предлагается детям как идея, а саму историю дети сочиняют сами. Знание того, что можно сделать при столкновении с опасными и страшными ситуациями, поможет ребенку преодолеть напряжение и начать действовать для того, чтобы избежать чувства страха или наказания. Родителям предлагается проигрывать дома ситуации из реальной жизни, например, откроет ли ребенок дверь по звонку. Возможно проговаривание различных ситуаций, например, «Незнакомый человек, предлагает покататься на машине».

3. Строим доверительные отношения со своим ребенком. Чтобы в случае угрозы он все рассказал близким взрослым.

4. Внимательно наблюдаем за любыми изменениями в поведении и привычках ребенка. Резкая смена привычного поведения может быть тревожным сигналом.Хочу такой сайт

5. Учим общаться, вести себя в конфликтной ситуации, на сколько возможно по возрасту прогнозировать последствия своих и чужих поступков.

Общая система психологической защиты в ДОУ

1 Организация режимных моментов, комфортная для психологического состояния  детей.

2 Профилактика психоэмоционального состояния средствами физического воспитания: утренней гимнастикой под музыкальное сопровождение, гимнастикой после сна, занятиями по развитию движений, прогулками, закаливающими процедурами.

3 Цветовое и световое решение интерьера, наличие комнатных растений.

4 Игры с водой.

5 Музыкальная терапия: регулярно проводимые музыкальные паузы, занятия, праздники, развлечения, индивидуальные занятия, игра на детских музыкальных инструментах, прослушивание записей.

6 Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.

7 Контроль за самочувствием и настроением ребенка, своевременная их коррекция.

8 Правильная организация пространственной предметно-развивающей среды

 

Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра.

Характеристики психологической безопасности и комфортности образовательной среды:

-     отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;

-     удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;

-     низкий уровень психосоматики;

-     предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;

-     адаптация к ДОУ находится в пределах нормы по сроку и уровню;

-     отсутствие в группе детей, имеющих статус непринимаемых и отвергаемых;

организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

Согласно результатам тематической проверки в ДОУ было выявлено следующее*:

-        большинство детей положительно относятся к детскому саду и необходимости его посещения. При этом, не желание идти в детский сад может быть связано с множеством причин (не всегда напрямую связанных именно с детским садом), для их уточнения требуется дополнительное обследование.

-        большинству детей удалось наладить положительные социальные связи в группе, они чувствуют себя принятыми. Но также видно, что большая часть родителей не смогла дать ответы на эти вопросы, что может говорить о невовлеченности родителей в то, как складываются взаимоотношения ребенка в группе, либо о низкой информированности относительно ситуации взаимодействия между сверстниками.

-        большинство родителей считают, что их ребенок имеет достаточную свободу и возможности для удовлетворения и проявления своих желаний, потребностей и эмоций. Также значительная часть родителей затруднятся ответить на этот вопрос (также ввиду либо низкой информированности, либо не вовлеченности). Однако, есть и небольшая часть родителей, отмечающих ограничение ребенка в его потребностях и игнорирование его потребностей в группе.

-        примерно половина детей в детском саду ориентированы на взрослого. Но важно отметить, что состояние, настроение и самочувствие ребенка не должны зависеть от состояния, настроения и самочувствия взрослых, работающих с ним. Для гармоничного и благополучного психического развития важно, чтобы реакции взрослого всегда были одинаковы и предсказуемы для ребенка, чтобы в группе существовали и выполнялись всегда одни и те же правила и нормы. При этом поведение и отношение взрослого к ребенку может зависеть от ситуации, но не должно зависеть от его настроения, состояния или других личных проблем или обстоятельств. Во взаимодействии ребенок не должен подстраиваться под настроение взрослого, чтобы угодить ему, он должен быть уверен, что он ценен и важен как личность в любом случае.

-        большинство родителей отмечают, что их ребенок никогда не сообщал им о фактах жестокого обращения в детском саду.

-        96,1% родителей считает атмосферу в группе детского сада психологически комфортной и безопасной для ребенка. 2,6% затрудняются ответить. 1,3% не считают атмосферу в группе детского сада психологически комфортной и безопасной для ребенка.

* В анкетировании приняли участие 77 родителей воспитанников ДОУ.

 

Подводя итог, можно сделать вывод, что для большинства детей пребывание в ДОУ является психологически комфортным и безопасным. 

Безусловно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка. И ему в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, взаимодействовать с другими людьми, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».