Формирование и развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

16.02.2024

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет:

Ø регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

Ø совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;

Ø облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;

Ø установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;

Ø повысить у детей интерес к подобным упражнения, превратив их в занимательную игру.

 

Как правило, если движения пальцев рук развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

 

Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими.

Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук способствуют также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи.

В раннем возрасте, как можно больше с детьми необходимо проводить активные игры: складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками, учить лепить из пластилина, работать цветными мелками, карандашом, конструировать, вырезать, клеить, определять на ощупь материал: песок, бумага, мех и т.д. Необходимо учить застегивать пуговицы и простые крючки, пользоваться ложкой и вилкой. К 5 годам надо обучать раскрашиванию, рисованию, копированию основных форм: круг, крест, квадрат, вырезанию, склеиванию, зашнуровыванию ботинок.

Полезно использовать специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины формы, игры: «Почтовый ящик», доски Сегена, «Волшебный мешочек». Полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. В процессе изобразительной деятельности у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная координация, готовность руки к письму.  

При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической.

3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными.

5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе).

 

Проводятся упражнения в течение 2-3 минут. Необходимо постоянно следить, чтобы не было переутомления. Особое внимание следует уделить тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук даёт видимый и быстрый эффект: движения кисти пальцев становятся точными и координированными, рука подготавливается к письму.

Следующие игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

Начинать можно с самомассажа:

Ø «руки замерзли» - разминать кисти рук;

Ø «одеваем перчатки» - для каждого пальчика свой домик, «натягиваем» на каждый палец перчатку;

Ø перетираем каждый пальчик от основания к ногтю;

Ø «рисуем» каждым пальчиком в воздухе;

Ø поочередно сгибать пальцы;

Ø поочередно выпрямлять пальцы;

Ø «флажок» - все пальцы в кулак, большой вытянут вверх;

Ø «стол» - одна рука согнута в кулак, другую положить на неё сверху горизонтально;

Ø «стул» - прислонить вертикально к согнутому кулаку;

Ø «пальчики приклеились» - сильно прижать ладонь к ладони (или к столу) и по очереди «отклеивать» каждый пальчик;

Ø «собака» - соединить большой, средний и безымянный пальцы, а указательный и мизинец, слегка согнув, поднять вверх;

Ø «солнечные лучи» - скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы;

Ø «кулак-ребро-ладонь» - поочередно сжимать руку в кулак, ставить ладонь на ребро и прижимать ладонь к столу, постепенно ускоряя темп выполнения пробы.

 

Упражнения для формирования тонких движений пальцев рук

Ø «пальчики здороваются» - кончик большого пальца (предварительно закрепить с ребенком названия каждого пальца) поочерёдно касается кончиков остальных пальцев (здесь и далее упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой и двумя руками вместе, от большого к мизинцу и наоборот);

Ø пальцы правой руки все «здороваются» одновременно с пальцами левой руки;

Ø «оса» - выпрямить указательный палец и вращать им;

Ø «человечек идёт, бежит» - указательный и средний пальцы идут (бегут) по столу;

Ø «коза» - вытянуть указательный палец и мизинец;

Ø «очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев;

Ø «зайчик» (ушки) - вытянуть указательный и средний пальцы;

Ø «деревья» - пальцы широко расставлены.

 

10 комплексов пальчиковой гимнастики

 

1 комплекс пальчиковой гимнастики

1.    Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.)

2.    Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз, два, три»).

3.    «Пальчики здороваются» (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4.    «Человечек» (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

5.    Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка «Мальчик-Пальчик».

Мальчик-Пальчик, где ты был? (показать большой палец правой руки, обращаясь к нему)

С этим братцем в лес ходил. (прикасаться кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца)

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

 

2 комплекс пальчиковой гимнастики

1.    «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2.    «Козлята» (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3.    «Очки» (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

4.    «Зайцы» (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

5.    «Деревья» (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка «Белка».

Сидит белка на тележке, (левой рукой загибать по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца)

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в роток, кому в зобок,

А кому в лапочку.

 

3 комплекс пальчиковой гимнастики

1.    «Флажок» (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2.    «Птички» (поочередно большой палец соединяется с остальными)

3.    «Гнездо» (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)

4.    «Цветок» (то же, но пальцы разъединены)

5.    «Корни растения» (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка «Этот пальчик..»

Этот пальчик – дедушка, (согнуть пальцы левой руки в кулачок, по очереди разгибать пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

 

4 комплекс пальчиковой гимнастики

1.    «Пчела» (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг)

2.    «Пчелы» (то же упражнение выполняется двумя руками).

3.    «Лодочка» (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их)

4.    «Солнечные лучи» (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)

5.    «Пассажиры в автобусе» (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Потешка «Пальчик спит».

Этот пальчик хочет спать, (поднять левую руку ладонью к себе)

Этот пальчик – прыг в кровать! (загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца)

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми, (обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики) Братиков не разбуди …

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

 

5 комплекс пальчиковой гимнастики

1.    «Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»)

2.    «Лиса и заяц» (лиса «крадется» – все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц «убегает» – перебирая пальцами, быстро движутся назад)

3.    «Паук» (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу)

4.    «Бабочка» (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе)

5.    «Счет до четырех» (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка «Hу-ка, братцы, за работу!»

Hу-ка, братцы, за работу! (дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы)

Покажи свою охоту.

Большому – дрова рубить,

Печи все – тебе топить, Хочу такой сайт

А тебе – воду носить,

А тебе – обед варить,

А малышке – песни петь,

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

 

6 комплекс пальчиковой гимнастики

1.    «Двое разговаривают» (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу).

2.    «Стол» (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку)

3.    «Кресло» (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально)

4.    «Ворота» (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь)

5.    «Мост» (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).

Потешка «По грибы».

1, 2, 3, 4, 5, (дети попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца)

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот – в миску все кидал,

Этот пальчик все-все съел,

Оттого и потолстел!

 

7 комплекс пальчиковой гимнастики

1.    «Ромашка» (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны)

2.    «Тюльпан» (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка)

3.    Сжимание и разжимание кистей рук на счет: 1-2.

Потешка «Алые цветки».

Наши алые цветки (ладони соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки. (пальцы медленно раскрываются)

Ветерок чуть дышит, (производятся плавные покачивания кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки (пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка)

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают, (производятся покачивания головой цветка)

Головой качают.

 

8 комплекс пальчиковой гимнастики

1.    «Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их)

2.    «Раковина улитки» (правая рука на столе, левую руку положить сверху)

3.    «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх)

4.    «Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх)

5.    «Волк» (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).

Потешка «Мы делили апельсин».

Мы делили апельсин, (начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы)

Много нас, а он один.

Эта долька -для ежа,

Эта долька -для чижа,

Эта долька -для утят,

Эта долька -для котят,

Эта долька -для бобра,

А для волка – кожура. (показать пустую ладошку)

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда. (спрятать руки за спину)

 

9 комплекс пальчиковой гимнастики

1.    «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами)

2.    «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им)

3.    «Дом» (соединить наклонно кончики правой и левой рук)

4.    «Бочонок с водой» (слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие)

5.    «Пожарник» (упражнение с предметом, используется игрушечная лесенка, указательный и средний пальцы бегут по ней).

Потешка «Прятки».

В прятки пальчики играли (сжимание и разжимание пальцев рук)

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

 

10 комплекс пальчиковой гимнастики

1.    «Птички летят» (пальцами обеих рук производить движения вверх, вниз).

2.    «Птички клюют» (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами)

3.    «Гнездо» (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши).

Потешка «Сорока».

Сорока, сорока, кашу варила, (ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

Деток кормила,

Этому дала, (сгибает поочередно каждый палец, кроме мизинца) – повторяет 4 раза

А этому не дала –

Ты дров не рубил,

Ты воду не носил?

Нет тебе ничего!

 

Ладонные игры.

Игры не являются пальцевыми в строгом смысле этого понимания. Они «ладонные». Они являются живым примером того, что и в обстановке веселого абсурда дети сами помогают себе, развивая внимание, чувство ритма, существуя в постоянном телесном и словесном контакте друг с другом - и между собой, включая счет (в первом случае) и звуко-буквенный анализ во втором случае).

 

Игра «Летели дракончики»

Играют двое. Стоя лицом к лицу, дети вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. По очереди дети произносят по слову стихотворения, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели дракончики, ели пончики.

Сколько пончиков съели дракончики?

На кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например три. Партнер начинает отсчет: «Один!» (хлопок) - «Два!» (ответный хлопок) - «Три!» При произнесении последнего числа тот, чья рука на данный момент очутилась «под ударом», должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.

 

Игра «Летела корова»

Играющие образуют круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова - «т», следующий - вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

 

Игра «В копну»

Дети ставят на стол стопу кулаков, каждый по очереди ставит свой кулак на оттопыренный большой палец предыдущего игрока. Тот, чей кулак оказался вторым сверху, спрашивает: «Чья копна на моей копне?» Обладатель верхнего кулака отвечает: «Моя!», и тотчас слышит: «Ветром сдует, огнем сожжет!» - и задавший первый вопрос резко дует на верхний кулак. Тот, чья рука была верхней, быстро убирает ее. Игра продолжается так, пока на столе не останется один кулак. Тут играющие указывают на него указательными пальцами и спрашивают: «Чья копна в поле одна?» - «Моя!» - «Убирай, поезжай домой!» - и дети ловят большой палец последнего игрока. Кто зазевается, не успеет вовремя убрать кулак - проигрывает.

 

Игра «Воробей в гнезде»

Первый играющий крепко сжимает руку в кулак (прячет воробья). Второй - указательным, либо большим пальцем пытается раскрыть кулак - «выпустить воробья из гнезда». Можно щекотать ладонь, делать обманные движения, но нельзя применять силу всей руки: воробей должен быть выпущен только при помощи действий одного пальца.

 

Игра «Колодец»

Играют двое. Первый берет две спички и укладывает их на столе параллельно друг другу на расстоянии, чуть меньшей длины спички. Второй берет еще две спички и осторожно укладывает их к первым перпендикулярно им так, чтобы получился квадрат. Первый вновь укладывает свои спички поверх спичек второго. Колодец постепенно растет. Проигрывает тот, кто, кладя спички, неловким движением разрушит колодец.

 

Игра «Шалаш»

Спичечный коробок ставится между двумя играющими на ребро. Первый играющий осторожно ставит спичку под углом со своей стороны коробка, затем второй ставит со своей. Играющие продолжают ставить спички, выстраивая шалаши. Разрушивший строение или уронивший хотя бы одну спичку проигрывает.

 

Пальчиковые игры с пластилином и глиной.

Дети любят играть с пластилином и глиной. Это необычный материал, из него можно создать все, что захочется. Из глины и пластилина можно:

Ø скатать самый маленький шарик;

Ø скатать самый большой шарик;

Ø скатать короткую «колбаску»;

Ø скатать длинную «колбаску»;

Ø скатать высокий столбик;

Ø скатать низкий столбик;

Ø разделить столбик на две (три, четыре) равные части;

Ø раскатать лепешку, «попрыгать» по ней пальцами (кулачками) - на что это стало похоже?

Ø скатать длинные «веревочки», а из них сплести косички;

Ø накатать много маленьких шариков (ниточек) из пластилина и, прикрепляя их на картон,

Ø создать картину только из одних шариков (ниточек).

 

Помимо данных дидактических игр и упражнений, детям можно предложить различные задания с манипулированием предметов: обводка по контуру, штриховка, шнуровка, застегивание пуговиц, завязывание узлов, различные пазлы, мозаики, лего, конструкторы, вышивка и т.д

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».