Всеобуч «Развитие речи детей через разные виды музыкальной деятельности»

04.04.2019

Я очень рада встретиться с вами, и думаю, что наша встреча будет полезной, нужной и позитивной. А тема сегодняшней встречи «Развитие речи детей через разные виды музыкальной деятельности».

        Мир детства, внутренний мир ребёнка это ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает встреча с музыкой. Музыка связывает детей между собой, а детей со мной в единое целое. И если дети начинают доверять мне, верить – значит, можно с ними творить, фантазировать, воображать и развивать.

       Как вы думаете, уважаемые родители, развитие речи через музыкальную деятельность возможно?

      Музыка и речь неразделимы.  Через общение с музыкой дети не только получают информацию об окружающем мире, но и учатся жить в мире музыки, строить свои отношения, а это требует творческой активности, внимания, эмоциональной памяти, развитой речи, логики. Таким образом, музыкальное воспитание способствует:

·         развитию эмоций;

·         развитию движений;

·         развитию творческой активности;

·         развитию самостоятельности в разных видах музыкальной деятельности – пении, играх, танцах, восприятии музыки и музицирования;

·        а главное - развитию речи.

   

    Знакомя детей с песнями, музыкальными произведениями, во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т. д. мы вместе с педагогами этой группы постоянно работаем над такими компонентами языка и речи, как:

·        развитие словаря;

·        обучение рассказыванию и чтению стихов;

·        формирование диалогической речи;

·        воспитание культуры речевого общения. 

    

     Ваши дети разные по своему характеру, темпераменту, развитию, воспитанию. Я думаю, что каждый из вас хорошо знает своего ребёнка. Одни замкнутые, другие застенчивые, есть неуверенные в себе, «молчуны», с трудом идущие на контакт, а есть и просто равнодушные, безразличные. Я стараюсь на своих занятиях «снять» с их лиц неуверенность, сосредоточенность, тревогу, мимическую скованность, постоянно активизирую их внимание, пытаюсь  увлечь, заинтересовать. Есть дети чрезмерно активные. Их речь быстрая, нечёткая, дыхание без пауз, говорящие как бы «взахлёб». Часто, не дослушав музыку до конца, выкрикивают ответ (не всегда правильный) или перебивают товарища. У

 таких детей не сформирована культура речевого общения, разговорная (диалогическая) речь, отсутствует умение строить фразы.

 

     И, поэтому, на помощь к детям приходит музыка. Проводя с детьми музыкальные занятия, я беру в поле зрения не столько их голос, сколько их речь, музыкальный слух, музыкальную память и внимание. Для речевого развития важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности.

 

  Что такое жанр? В переводе с французского языка слово жанр означает тип, род, манера. Этим словом называют вид произведений, которые имеют свои отличительные черты, форму и характер содержания, предназначение и определённые условия исполнения.

     В музыке есть свои жанры.  А вы знаете какие?   Это три музыкальных жанра - песня, танец и марш.  Ваши дети уже знакомятся с этими жанрами. Песня, танец и марш стали частью нашей повседневности и настолько слились с нею, что порой не замечаем и не воспринимаем их как искусство. Кто из вас задумывался, когда слушал колыбельную, шагал в строю, или танцевал дома или на дискотеке, что это исполняется музыкальное произведение? Конечно, никто! Но они всегда с нами рядом – песня, марш и танец. И дети уже могут различать произведения по жанру - танец от марша, марш от песни, песню от танца.                                                           «…Для ребёнка голос – самый первый  и доступный инструмент», - писал Л. Стоковский.                                                                                              Пение — основной и самый трудный вид музыкальной деятельности.

В таком музыкальном виде деятельности, как пение работа над речью дошкольников проходит наиболее продуктивно. Очень  полезно пение для детей с нарушением речи. В пении активно развивается дыхание, пение формирует чувство ритма и темпа речи, развивает слух и голос, а так же улучшается дикция. Ребёнок, независимо от того есть у него музыкальные данные или нет сразу на занятии поёт песню. Пусть она будет спета плохо или даже фальшиво, ребёнок всё равно получает от этого удовольствие.

 

     Смазанное, неясное пение — это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, отчего недостаточно открывается рот и нерасчленённо звучат гласные. Чёткое же произношение слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем — от произношения согласных звуков.

 

      Для этого провожу артикуляционную гимнастику, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

    Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти.

 

    Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика. Вырабатывают умение владеть голосом, где-то спеть громко,  а где-то тихо.

 

     Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребёнка, знакомство с новыми понятиями слов  (например, в песне «До чего ж хорошо!» - незнакомое слово «завалиться»). Это может происходить не только на занятиях в детском саду, но и дома, с вашей помощью, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки. В зависимости от того, какие трудности встречаются в песне, какие согласные требуют отработки, какие гласные прозвучали неправильно или нечётко, на дальнейших занятиях при работе над песней на них фиксируется внимание.

 

      Дети слушают, как я (вместе с воспитателем) исполняю(ем) песню, а в дальнейшем и подпевают мне. Чуть позже ребята запоминают слова и поют песенку сами. Такого рода занятия помогают развить чувство ритма, поставить дыхание, развивать и воспитать вокальные навыки.  Пение песен широко используется и с элементарным музицированием. Поддержка текста игрой на музыкальном инструменте способствует  лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению текста.  

 

       Дети с большим удовольствием играют на музыкальных инструментах, поют маленькие песенки, попевки и одновременно передают ритмический рисунок мелодии. Развивается мелкая моторика кистей рук, развивается ритмизированная речь.

     «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».                                                                                В.А. Сухомлинский

     «Движение рук всегда тесно связаны с речью и способствуют развитию».

     Музыкально – дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память. Для этого провожу игры: «Угадай, что звучит?», «На каком инструменте играю?», «Двигайся, как подскажет музыка!», «Сыграй, как я!» или «Прохлопай, как я!»  и т.д.  

   На своих занятиях включаю и песенное творчество
 
  детей. Предлагаются, так называемые, музыкальные вопросы и ответы. В разговорной речи на вопрос получают ответ, например «Как твои дела?» - «Хорошо, спасибо», или «Как тебя зовут?», ребенок отвечает на поставленный вопрос пением, придумывая свою мелодию и ритм, называя  свое имя. Также и в пении дети учатся сочинять мелодии в заданной тональности, на заданный текст. Задание выполняется индивидуально, поэтому ребенок старается спеть и отчетливо произносить слова.


        В процессе обучения пению решаю речевые задачи:

- совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

 

- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

 

- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

 

-  развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность  к речевым интонациям.

                                                          «Движение – это тоже речь, выражающаяХочу такой сайт

                                                       сущность ребёнка» - писала Л. Генералова.

                                                                 

      У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика:
 
движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации и т.д.  

           Музыкально - ритмические движения помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкально – движения снимают психоэмоциональное напряжение,
 
воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, а так же развивают речь.

        Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

     

Музыкальные занятия включают в себя:

 

ходьбу, бег, прыжки;

танцевальные движения;

имитация звуков животных координировано с движениями под музыку;

дыхательные упражнения;

словесные и речевые игры;

упражнения с предметами;

речевые двигательные упражнения с предметами и без;

вокальные упражнения;

слушание музыки;

игровые упражнения;

игра на шумовых музыкальных инструментах;

инсценирование песенок, мини-сценок, мини-сказок и многое другое.

         Уважаемые родители, для вас  пять полезных советов!   

Может быть, они вам помогут в воспитании вашего ребёнка, а, может, кто-то воспримет их только для информации или воспримет для интереса…

·        Посетите с ребёнком, хотя бы один раз, концерты: инструментальный, симфонический, вокальный, оперу или балет.

·        Включайте классическую музыку в качестве фона для выполнения различных занятий ребёнка, даже если он слушает невнимательно. Будьте уверены в том, что подсознательно работа совершается.

·        Покупая игрушки, не забывайте о покупке музыкальных инструментов: дудочки, барабан, органчик, металлофон, гармошка, бубен и т.д. Для начала ребёнок должен полюбить звук и ощутить чувство ритма.

·        Попробуйте разобраться в музыкальных пристрастиях ребёнка, прежде чем вы его приведёте к профессиональному педагогу.

 

Хочется предложить вам ещё и  маленькие хитрости для привлечения своего дитя к музыке:

·        По чаще хвалите своего маленького музыканта и певца.

·        Иногда специально говорите, что забыли, как петь или играть на ДМИ. Попросите ребёнка научить вас чему-нибудь.

·        После выученной песенки, поем и играем её бабушке, папе, дарим на праздник близким родственникам.

·        Каждому ребёнку приятно услышать свой голос, записанный на видео, на диск…

·        Не заставляйте ребёнка петь или играть на музыкальном инструменте специально для взрослых, «выступать». Ребёнок, как и взрослый, имеет право «не хотеть».

·        Будьте тактичны с ребёнком, помните о том, что музыкальность – это личное, очень искреннее проявление индивидуальности.

       Музыкальное воспитание в нашем детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку развивает музыкальный слух, воображение, чувство слова. Каждое слово, слог, звук произносится осмысленно, с искренним отношением.

 

          В заключении можно сказать, что музыка – она не для того, что надо и необходимо ей заниматься, она просто ради радости. Радости общения с красотой, с близкими людьми, и просто с самим собой.

 

            Спасибо за внимание и понимание! До новых встреч!    

                    С уважением Алла Юрьевна.

 

                         

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».